|
Республика Саха (Якутия) МР "Усть-Алданский улус (район)" Муниципальное общеобразовательное учреждение "Тулунинская средняя общеобразовательная школа им. П.В.Аммосова" |
|||||||||||||
1. Модульный урок по теме: Тепловой эффект химической реакции. 2. Урок исследование по теме: Физические и химические явления. 3. Урок: Природная среда и болезни человека.
|
Образовательная программа 1. Развернутое обоснование выбора образовательной программы «Экологические основы гарбологии» 2. Обоснование выбора педагогической технологии «Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения» 3. Программа спецкурса по химии «Ориентир» 4. Результаты деятельности по технологии модульного обучения – социализация учащихся – исследователей (2005 – 2009 г.г.) 1 ТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАРБОЛОГИИ» Данная программа разработана для участия на республиканском заочном конкурсе образовательных программ по экологии, организатором которого является ГОУ ДОД «Республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования детей» с 8 февраля по 20 марта 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПРОГРАММА рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Элементы программы можно использовать для проведения мероприятий экологической направленности: акций, проектов, исследовательской деятельности, связанных с проблемой отходов. Образование отходов сопровождало человечество на протяжении всего периода существования, а в последнее столетие стало серьезной проблемой, связанной с безудержным потреблением природных ресурсов и стремительно возрастающим загрязнением окружающей среды. Недостаток учебных материалов и методических разработок, направленных на развитие у учащихся экологически целесообразных навыков обращение с бытовыми отходами, привели к созданию данной программы. Очень важно сформулировать у учащихся понятие: почему возникла проблема увеличение количества отходов и загрязнения ими окружающей среды, какие существуют пути ее решения, какие из них наиболее эффективные и безопасные, что можно начинать делать уже сейчас, чтобы участвовать в решении этой проблемы. Цель программы: сформировать у школьников культуру потребления и навыки безопасного обращения с бытовыми отходами. Задачи и программы: сформировать у школьников культуру потребления и навыки безопасного обращения с бытовыми отходами. Задачи и программы: - развитие новых привычек, привычек потребителя, рационально использующего ресурсы. - формирование активной позиции в решении проблемы увеличения количества отходов и загрязнения ими окружающей среды. Учащиеся будут знать: -каковы причины возникновения проблемы - какие бывают виды отходов - как человечество решает эту проблему - каковы наиболее разумные (как с экологической так и экономической точки зрения), подходы к решению проблемы отходов. Учащиеся будут уметь: - оценивать воздействие своего образа жизни на окружающему среду. - оценивать объем образующихся отходов и пути их сокращения - безопасно обращаться с отходами - принимать решения, для сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды. Программа позволяет учащимися использовать свой личный опыт. Продолжительность занятий 1 час 15 мин. Рекомендуемый возраст учащихся – 7-9 класс Отличительная особенность данной программы заключается в следующем: - Способствовании развитию осознания и озабоченности по поводу взаимозависимости экологических проблем с экономико – социальными вопросами в сельской местности - Создании новых моделей поведения детей в группах и обществе по отношению к окружающей среде
Возраст детей – 10 – 16 лет
Продолжительность реализации программы - 3 года (2010-2013 гг.)
Формы занятий: - Урок – лекция - Урок – исследование - ИКТ – урок - Мастерские - Игровые сессии - Экскурсии - Акции - Тематические вечера - Конкурсы - Конференции
Формы подведения итогов реализации программы: - Выставки - Общественный смотр знаний и умений учащихся - Публичный доклад - Учебно – исследовательская конференция
Ожидаемые результаты: - Формирование личной ответственности детей за воздействие на среду - Повышение эффективности использования гарбологических приемов и методов среди населения - Создание у детей мотивации для воспитания экологически устойчивого стиля жизни - Повышение качества жизни и улучшения своей окружающей среды через формирование новых привычек
Учебно – тематический план.
Содержание изучаемого курса. Краткое описание курса по темам. 1. Социальная экология. Возникновение социальной экологии связано с необходимостью гармонизации преобразующей деятельности общества. Она становится основной согласования различных областей человеческой деятельности с возможностями природы. Древняя проблема взаимодействия человечества и природы в наше время приобрела новое, подчас грозное звучание. Технический процесс привел к существительным изменениям природной среды. Наметилась тенденция к источнику горючих и минеральных ресурсов, загрязняется и разрушается биосфера. В настоящее время в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту (в мировом масштабе) используется около 70 тыс. химических веществ, к числу которых ежегодно добавляется от 500 до 1000 новых. О подлинном их воздействии на живые организмы и человека известно очень мало.
2. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.
В истории взаимодействия общества с природой можно выделить ряд особых периодов. Первый период охватывает так называемую эпоху палеолита, когда существовал примитивный первобытно – общинный уклад жизни. Часто данный период характеризуют как биогенный, или адаптационный, из-за того, что человек в это историческое время был преимущественно растворен в природе. Ко второму, аграрному, периоду относится время с начала неолита, то есть освоение человеком культурного землепользования (VII – VII вв. до н.э.), до становления широкого промышленного производства, начало которого можно отнести в XVII в.н.э. В социально – экономическом отношении это период рабовладельческого и феодального общества. Третий, индустриальный, период в истории взаимодействия общества и природы явился кульминацией техногенной эпохи. Он охватывает время с XVII в. до XX в. По мере развития промышленности воздействие общества на природную среду приобрело совершенно новые черты. Бурно развиваются горнодобывающая отрасль и металлургия. Многократно повышается выработка энергии за счет сжигания горючих ресурсов. Качественно изменяется химическое воздействие человека на биосферу вследствие синтеза новых веществ, рассеивания загрязнений на огромные территории и химизации сельского хозяйства.
3. Социоэкосистемы.
На поверхности нашей планеты, по существу, происходит взаимодействие геосферы (геосистем), биосферы (экосистем) и общества (социальные системы). Становление общества шло на основе не только социогеноза, но и этногенеза. Социогенез и этногенез – два параллельных процесса с разной системой отсчета, с разной продолжительностью, но с ходом истории все больше влияющих друг на друга. Наряду с индивидуальными потребностями людей в обществе должны удовлетворяться также и особые «социальные» потребности. Для поддержания жизнедеятельности общества необходимы: - Коммуникация между членами общества (развитие языка, средств передачи информации); - Производство товаров и обеспечение различных бытовых услуг; - Распределение товаров и услуг; - Защита членов общества от стихийных бедствий и других опасностей; - Обеспечение воспроизводства населения (поддержание определенного уровня народонаселения); - Соответствующая социализация новых поколений (усвоение новыми поколениями определенной культуры в процессе воспитания и образования).
4. Сущность экологической проблемы.
Экологическая проблема – это отражение противоречий, возникающих в системе связей общества с природной средой, на человеке и условиях его жизнедеятельности. Основные составляющие экологической проблемы: 1. Усложнение получения необходимых для существования и развития общества веществ, энергии, информации из природной среды; 2. Загрязнение окружающей среды отходами производства, чуждыми ей веществами, дополнительной энергией и информацией, нарушающей систему информационной причинности в природе; 3. Ухудшение здоровья населения, обеднение биологического разнообразия. 5. Загрязнение среды Загрязнение – это привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, чуждых ей химических соединений, биологических систем, а также физических воздействий. Загрязнения природной среды является важнейшим показателем экологической проблемы. Загрязнение чуждо природе, нарушает естественные процессы в биосфере. С уровнем загрязнения связана экологическая безопасность человека и общества в целом.
|
||||||||||||
Электронная почта: tul.school@mail.ru Контактный телефон(факс):84116127115 Индекс:678367,Усть-Алданский улус,с.Тулуна,ул.П.В.Аммосова,4 |